Как сделать коническую деталь из дерева?

Изготовление цилиндрических и конических деталей ручным инструментом

Формирование представления о способах ручной обработки древесины через совершенствование приемов работы обучающихся ручными инструментами: рубанком, напильником, разметочными инструментами при строгании заготовок из древесины.

Содержимое разработки

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №10 г. Павлово

Тема: Изготовление цилиндрических и конических деталей ручным инструментом

Программа: Технология: программы начального и основного общего образования / [М.В. Хохлова, П.С. Самородский, Н.В. Синица и др.]. – М.: Вентана-Граф, 2011. -192с.

Учебник: Симоненко В.Д., Тищенко А.Г., Самородский П.С. Технология. (Вариант для мальчиков) 6 класс. М.: Просвещение, 2010 г. Учебник включен в федеральный перечень учебников, рекомендован Министерством образования и науки РФ.

Учитель: Аверин Илья Владимирович

Пояснительная записка

Тема урока: Изготовление цилиндрических и конических деталей ручным инструментом

Цель урока: Формирование представления о способах ручной обработки древесины через совершенствование приемов работы обучающихся ручными инструментами: рубанком, напильником, разметочными инструментами при строгании заготовок из древесины.

Задачи урока:

1. Изучение способов изготовления цилиндрических изделий;

2. Освоение приемов работы изготовления цилиндрических изделий;

3. Развитие умения работы в группе.

Тип урока: комбинированный.

Оснащение: мастерская (кабинет) по обработке древесины, верстаки, комплекты инструмента, компьютер с проектором, образцы изделий, заготовки.

Психологическое обоснование:

Урок проводится с обучающимися 6 класса, которые относятся к периоду «Средний школьный возраст – подростковый». Это возраст бурного, неравномерного роста ребенка во всех отношениях. Шестиклассники характеризуются резким возрастанием познавательной активности и любознательности, развитием познавательных интересов. В этот период подростку становится интересно многое, далеко выходящее за рамки его повседневной жизни. Его начинают интересовать вопросы прошлого и будущего, возможности познания мира. Важным психическим новообразованием подросткового возраста является развитие произвольности всех психических процессов. Подросток уже вполне самостоятельно может организовать свое внимание, память, мышление, воображение. Быстро развиваются смысловая логическая память, понятийное мышление. Мышление подростка приобретает способность строить логические рассуждения на основе выдвинутых гипотез. Подросток становится способным к умственным экспериментам, к мысленному решению задач. В этом возрасте борьба за самостоятельность в мыслях и поступках приобретает для подростков особое значение. Для них очень важно, чтобы окружающие с уважением выслушивали их точку зрения, поэтому им обычно нравятся различного рода дискуссии. Большинство подростков проявляют живой интерес к самопознанию, поэтому они с радостью принимают любые игры, задания, позволяющие им посмотреть на самих себя. Поэтому важно подчеркивать ценность и уникальность каждого, повышать его самоуважение.

Для шестиклассников важным можно считать: раз­витие умений самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную де­ятельность (от постановки цели до получения и оценки результата), использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа, определение сущностных характеристик изучаемого объекта, самостоятельную выборку критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов. При выполнении творчес­ких работ формируется умение опреде­лять адекватные способы решения учебной задачи, мотивированно отказываться от образца деятельности, искать оригинальные решения. Поэтому, считаю, что выбранные мной методы и приемы проведения урока адекватны психологическим особенностям возраста.

Презентация по технологии на тему «Изготовление цилиндрических и конических деталей из древесины ручным инструментом»

Описание презентации по отдельным слайдам:

Изготовление конических деталей вручную

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА — технологическая документация в виде карты, листка, содержащего описание процесса изготовления, операций обработки изделия, применяемого оборудования, инструментов .

Технологическая карта состоит из четырёх столбцов

Технологическая карта № п/п Этапы обработки Графическое изображение Инструменты

Технология изготовления цилиндрических и конических деталей ручным инструментом Возможно, ваше проектное изделие будет иметь детали цилиндрической и конической формы. Такие детали можно изготовить с применением известных вам ручных инструментов и приспособлений.

Изготовление Из обструганной заранее доски нужной толщины вырезают заготовку изделия. На т о р ц е заготовки на пересечении диагоналей определяют центр сечения и циркулем вычерчи- вают окружность

Заготовку строгают рубанком до разметочных линий (смотри рис. и получают восьмигранник.) (Можно строгать рёбра до получения шестнадцатигранника, чтобы ещё больше приблизитьформу ручки к цилиндрической форме).

Выполняют зачистку оставшихся рёбер рашпилем или напильником с грубой насечкой и окончательно обрабатывают ручку шлифовальной шкуркой . В процессе обработки и по окончании шлифовки следует измерить диаметр заготовки кронциркулем в нескольких точках по длине и в двух взаимно перпендикуляр ных сечениях. После измерения диаметра кронциркуль прикладывают к линейке и узнают замеренный размер.

Коническая форма Детали небольшого диаметра можно изготовлять без предварительной разметки, но с соблюдением описанной выше технологии обработки. Рассмотрим технологию обработки заготовки в том случае, если необходимо получить из неё деталь, имеющую коническую форму. На оструганном заранее бруске нужного размера размечают длину конической части. На пересечении диагоналей в сечении А (на торце заготовки) определяют центр и проводят окружность

Затем проводят касательные к окружности, перпендикулярно диагоналям. Если восьмиуголь-ник в сечении не получается, из-за того, что диаметр окружности значительно меньше, чем размер сечения, то п р о с т о соединяют линиями середины сторон в сечении. Чтобы правильно выполнить разметку в сечении Б, на листе бумаги вычерчивают квадрат в масштабе 1 : 1 и вписывают в него окружность, после чего проводят касательные и получают восьмиугольник. Такой рисунок позволяет определить размеры восьмигранника. Эти размеры откладывают на заготовке в сечении Б и проводят продольные линии к сечению А.

На размеченной заготовке в сечении Б ножовкой делают четыре небольших запила, соблюдая размер , и строгают ножку рубанком (рис. 18, в) от большего диаметрак меньшему (от сечения Б к сечению А). Получившиеся рёбра ещё раз строгают рубанком до получениявосьмигранника и шестнадцатигранника. После этого зачищаютповерхность напильником (рашпилем) (рис. 18, г).7. Окончательную обработку конической поверхности большойдлины сначала выполняют шлифовальной колодкой(рис. 18, д), а затем шлифовальной шкуркой круговыми и продольнымидвижениями (рис. 18, е).Прямолинейность конической поверхности проверяют линейкойна просвет (рис. 19, а), а диаметры измеряют в трёх точках:на меньшем диаметре (0 30 мм), на большем (0 50 мм)и в середине, где диаметр будет равен (30 + 50) : 2 = 40 мм(рис. 19, б).Помните, что работу следует выполнять внимательно,не спеша, так как любое изделие можно по небрежности превратитьв брак и отходы, которые станут абсолютно бесполезными.

1. Получите у учителя заготовку для изготовления детали. 2. Изучив чертёж одной из деталей, выполните разметку заготовки. 3. Строгайте заготовку рубанком. 4. Зачистите заготовку напильником (рашпилем) и обработайте шлифовальной шкуркой. 5. Проконтролируйте качество полученной детали.

§ 7. Технология изготовления цилиндрических и конических деталей ручным инструментом

Возможно, ваше проектное изделие будет иметь детали цилиндрической и конической формы. Такие детали можно изготовить с применением известных вам ручных инструментов и приспособлений.

Рассмотрим технологию получения цилиндрической формы детали на примере детской лопатки (см. общий вид лопатки в Приложении на рис. 103 и чертёж на рис. 14).

Рис. 14. Чертёж изделия «лопатка детская»

  1. Из обструганной заранее доски толщиной 21. 22 мм вырезают заготовку лопатки, выдерживая габаритные размеры 120 х 400 мм. У этой заготовки ручка длиной 220 мм имеет форму бруска со сторонами 21. 22 мм (то есть припуск на обработку ручки до диаметра 20 мм составляет 1. 2 мм). На торце ручки на пересечении диагоналей определяют центр сечения и циркулем вычерчивают окружность ∅ 20 мм (рис. 15, а).
Читайте также  Как сушить сосновые доски?

Рис. 15. Технология получения цилиндрической формы детали ручным инструментом (на примере детской лопатки): а — разметка ручки; 6 — строгание восьмигранника рубанком; в — зачистка напильником; г — окончательная обработка шлифовальной шкуркой

  1. Размечают на торце равносторонний восьмиугольник, стороны которого должны быть параллельны диагоналям и касаться окружности ∅ 20 мм. На поверхности ручки от углов восьмиугольника рейсмусом проводят продольные линии.
  2. Заготовку строгают рубанком до разметочных линий (рис. 15, б) и получают восьмигранник. (Можно строгать рёбра до получения шестнадцатигранника, чтобы ещё больше приблизить форму ручки к цилиндрической форме).
  3. Выполняют зачистку оставшихся рёбер рашпилем или напильником с грубой насечкой (рис. 15, в) и окончательно обрабатывают ручку шлифовальной шкуркой (рис. 15, г).

В процессе обработки и по окончании шлифовки следует измерить диаметр заготовки кронциркулем в нескольких точках по длине (рис. 16, а) и в двух взаимно перпендикулярных сечениях (рис. 16, 6). После измерения диаметра кронциркуль прикладывают к линейке (рис. 16, в) и узнают замеренный размер.

Рис. 16. Контроль размеров цилиндрической части изделия: а, 6 — измерение размеров кронциркулем; в — отсчёт размера по линейке

Детали небольшого диаметра можно изготовлять без предварительной разметки, но с соблюдением описанной выше техно логии обработки.

Рассмотрим технологию обработки заготовки в том случае, если необходимо получить из неё деталь, имеющую коническую форму (на примере ножки складного столика для балкона, см. рис. 6, с)). Чертёж ножки представлен на рисунке 17.

Рис. 17. Чергсж детали «ножка столика для балкона» (см. рис. 6, д)

  1. На оструганном заранее бруске размером 50 х 50 х 600 мм размечают длину конической части 500 мм (рис. 18, а). В соответствии с чертежом в сечении А диаметр ножки должен быть равен 30 мм, а в сечении Б — 0 50 мм.
  2. На пересечении диагоналей в сечении А (на торце заготовки) определяют центр и проводят окружность ∅ 30 мм. Затем проводят касательные к окружности, перпендикулярно диагоналям. Если восьмиугольник в сечении не получается, из-за того что диаметр окружности (30 мм) значительно меньше, чем размер сечения (50 х 50 мм), то просто соединяют линиями середины сторон в сечении (см. рис. 18, а).

Рис. 18. Технология получения конической формы детали ручным инструментом (на примере ножки стола): а — разметка: 6 — запиливание; в — строгание рубанком; г — зачистка напильником; д — обработка шлифовальной колодкой; е — полировка шлифовальной шкуркой

  1. Чтобы правильно выполнить разметку в сечении Б, на листе бумаги вычерчивают квадрат в масштабе 1 : 1 и вписывают в него окружность ∅ 50 мм, после чего проводят касательные и получают восьмиугольник. Такой рисунок позволяет определить размеры восьмигранника. В нашем случае его рёбра находятся на расстоянии 15 мм от рёбер заготовки (см. сечение Б на рис. 18, а).
  2. Эти размеры (15 мм) откладывают на заготовке в сечении Б и проводят продольные линии к сечению А.
  3. На размеченной заготовке в сечении Б ножовкой делают четыре небольших запила, соблюдая размер 15 мм (рис. 18, 6), и строгают ножку рубанком (рис. 18, в) от большего диаметра к меньшему (от сечения Б к сечению А).
  4. Получившиеся рёбра ещё раз строгают рубанком до получения восьмигранника и шестнадцати гран ни ка. После этого зачищают поверхность напильником (рашпилем) (рис. 18, г).
  5. Окончательную обработку конической поверхности большой длины сначала выполняют шлифовальной колодкой (рис. 18, д), а затем шлифовальной шкуркой круговыми и продольными движениями (рис. 18, е).

Прямолинейность конической поверхности проверяют линейкой на просвет (рис. 19, а), а диаметры измеряют в трёх точках: иа меньшем диаметре (∅ 30 мм), па большем (∅ 50 мм) и в середине, где диаметр будет равен (30 + 50) : 2 = 40 мм (рис. 19, б).

Рис. 19. Контроль формы и размеров конической части детали: а — проверка прямолинейности линейкой на просвет: 6 — измерение диаметра кронциркулем в трёх сечениях

Помните, что работу следует выполнять внимательно, не спеша, так как любое изделие можно по небрежности превратить в брак и отходы, которые станут абсолютно бесполезными.

Точение из древесины (Г. Федотов)

Изделия из древесины не так уж часто встречаются при археологических раскопках. Но бывают и счастливые исключения. Благодаря повышенной влажности почва новгородской земли как бы законсервировала и донесла до нас множество различных деревянных вещей. Правда, в большинстве случаев это не целые изделия, а отдельные части, но и небольшие фрагменты дали ученым возможность реконструировать точеную деревянную посуду — всевозможные братины, чаши, кубки, миски, ставцы, блюда, солонки. В старину в братины наливали различные напитки, которые подавали на стол по особо торжественным случаям. Блюда предназначались для пирогов и сладостей, а чаши и миски — для иных угощений. В ставцах — сосудах с крышками — хранили хлеб, а для соли вытачивали устойчивые и вместительные солонки.


Точение из древесины. Солонка. Чайница

Древние токари, несмотря на то, что работали они на примитивных станках с лучковой передачей, применяли наиболее сложную и трудоемкую технологию изготовления токарных сосудов. Новгородские древоделы точили посуду не с торца, а поперек волокон. Этот способ точения делал посуду прочнее и наиболее полно выявлял декоративные свойства древесины. Вначале мастер делал заготовку. Он раскалывал кряж, высота и толщина которого должны были быть одинаковыми. Топором обтесывали половинку кряжа, придавая ей приближенно форму усеченного конуса или полушара. Затем заготовку укрепляли на токарном станке и обрабатывали. На готовом изделии древесные волокна образовывали неповторимый рисунок. Даже древесина ольхи, маловыразительная при торцевом точении, обнаруживала интересный текстурный рисунок, а древесина ясеня и клена приобретала переливчатый шелковистый блеск.


Точение из древесины. Чаши с резьбой (орех). Осетия

Современные станки, которые есть и во многих кружках технического творчества, дают возможность точить любую породу древесины, выбор которой зависит от ее физических и механических свойств и назначения изделия. Физические свойства — это блеск, цвет, текстура и влажность. Механические — прочность, упругость, пластичность. Из дуба, грецкого ореха, можжевельника, красного дерева, сосны, кедра, имеющих красивую текстуру, точат в основном декоративные изделия, которые не раскрашивают, а лишь покрывают слоем прозрачного лака. Природная красота такой древесины — лучшее украшение токарной работы. Из липы, осины, ольхи, березы вытачивают изделия, которые затем раскрашивают гуашью, темперой, масляными и анилиновыми красками, украшают выжиганием или резьбой.

На современных деревообрабатывающих предприятиях для вытачивания большого количества одинаковых деталей применяют токарные автоматы и полуавтоматы. Но художественные декоративные изделия и посуду вытачивают только на ручных станках. Обрабатывать лучше хорошо высушенную древесину, которая при полировке не дает ворса.

Длинномерные детали точат на токарном станке с задней бабкой, а небольшие изделия — на станке с трубчатым патроном, в котором деталь закрепляют только с одной стороны. Это дает возможность со свободного торца выбирать полые объемы. Тарелки или чаши с большим диаметром удобно точить на планшайбе — это металлический диск с отверстиями под шурупы, которыми деревянную заготовку прикрепляют к диску. На стационарных станках применяется планшайба со специальными зажимами.

Читайте также  Однокамерное или двухкамерное окно разница

На всех ручных станках древесину обрабатывают несложными ручными резцами. Для грубой черновой обработки заготовки, для придания ей цилиндрической формы применяют полукруглые резцы. Плоские резцы, называемые косяками, применяются для чистого точения внешней поверхности изделия. Эти резцы нетрудно изготовить из обыкновенных стамесок или из плоских напильников, сточив с них насечку. Для обработки внутренних поверхностей издавна применяли резцы с крючковидными лезвиями. Токари называют их просто крючками. Полукруглые и крючковидные резцы можно выковать из углеродистой стали. Если изготовить такие резцы разных размеров, ими можно будет обрабатывать внутреннюю поверхность различной величины и конфигурации. Многие токари работают резцами, которые представляют собой металлическое кольцо, приваренное к прутку.

Точение древесины с торца более распространено, чем поперек волокон. Для такого точения применяют бруски с квадратным сечением. Топором обтесывают брусок, стараясь придать ему как можно более правильную цилиндрическую форму. Обтесанную заготовку забивают в трубчатый патрон, установив ее строго горизонтально. Включив станок, берут широкий полукруглый резец. Рукоятку резца держат в правой руке, а левой прижимают металлическую часть резца к подручнику. Резец держат под углом примерно 15 — 30 градусов к оси вращения заготовки. Осторожным касанием лезвия снимают стружку. Резец проводят несколько раз вдоль всей длины заготовки до тех пор, пока она не приобретет строго цилиндрическую форму. При изготовлении полого изделия, например карандашницы, в первую очередь вытачивают полость крючковидными резцами или кольцами. При этом подручник станка разворачивают в сторону торцевой поверхности цилиндра. Выбрав полость, приступают к проработке внешних форм. Но предварительно плоским резцом делают разметку, нанося на поверхность цилиндра кончиком резца неглубокие, но отчетливо видимые риски. Если работают по эскизу, то разметку делают штангенциркулем, им же во время точения контролируют толщину изделия. Ориентируясь на риски, плоским резцом снимают стружку серединой лезвия или же его нижней частью — пяткой. Вначале вытачивают обобщенную форму изделия, а затем прорабатывают отдельные детали.


Последовательность вытачивания карандашницы: 1 — черновая обработка заготовки полукруглым резцом, 2 — вытачивание полости карандашницы крючком или кольцом, 3 — чистовая обработка внешних поверхностей, торцовка и подрезка

Не отключая станка, токарное изделие шлифуют и полируют. Сперва шлифуют наждачной бумагой с крупным абразивным покрытием, затем с мелким. Полировать, или, как говорят мастера, лощить, древесину можно древесной стружкой или сухим хвощом, который продается в аптеке. Хорошо полируется древесина конским волосом. Исстари древесину лощили также мочалом или лубом, оттого и саму операцию лощения иногда называли лублением.

Здесь же, на станке, изделие можно покрыть лаком или восковой мастикой, которые наносят на поверхность тампоном и располировывают.

Закончив отделку, изделие торцуют и подрезают.

Освоив технику точения с торца, можно попробовать свои силы в более сложной технике точения — поперек волокон. Современные мастера и сейчас нередко применяют этот способ, так широко распространенный в древности. Как правило, они ставят перед собой чисто декоративные задачи, изготовляя, например, настенные тарелки из древесины хвойных деревьев. Причем лучшим материалом считаются доски-половицы, которые всегда можно достать, так как сейчас сносится много старых домов, особенно в районах массовой застройки больших городов. Сосновые половицы от времени приобретают насыщенный золотисто-коричневый цвет, делающий излишним тонирование древесины. К тому же можно быть уверенным, что декоративная тарелка, изготовленная из такого материала, не треснет и не покоробится.

Вместо половиц можно использовать и любые другие сосновые доски, только хорошо высушенные.

Интересный декоративный эффект можно получить, если применить для точения клееные блоки. Несколько дощечек склеивают так, чтобы слои каждой последующей дощечки шли поперек слоев предыдущей — так же, как склейвают листы шпона при изготовлении фанеры. Если склеить несколько трех-гранных призм, как показано на рисунке, то из такой заготовки можно выточить сосуд, имитирующий бондарное изделие. Для изготовления клееных блоков нужно подбирать древесину с ярко выраженной текстурой и интенсивным цветом.


Новгородский способ изготовления посуды. Клееные блоки и изделия, выточенные из них

Деревянные токарные формы издавна были в ходу у мастеров-игрушечников. А забавная матрешка, выполненная исключительно резцом токаря, стала общепризнанным национальным русским сувениром.

Казалось бы, при конструировании токарных игрушек возможности мастера сильно ограничены, так как в распоряжении его имеются лишь тела вращения. Но из семи объемных геометрических тел, которые лежат в основе всех предметов, четыре — шар, цилиндр, конус и тор — тела вращения. Вглядитесь в окружающие нас предметы. Многие из них состоят из тел вращения. Ствол дерева, кастрюля, карандаш имеют форму цилиндра. Футбольный мяч и яблоко — шара. Коническую форму могут иметь ножка стула, плафон, ведро. Баранка и автомобильная камера имеют форму тора.


Шар, конус, цилиндр, тор. Комбинируя эти тела вращения, вы можете придумать и выточить немало забавных игрушек

Но токарные игрушки чаще всего изображают человека и животных. Конечно, все эти фигурки очень условны, но именно эта условность и придает токарным игрушкам своеобразную декоративную выразительность.

Как же работать над токарной игрушкой?

Прежде всего надо разработать эскиз. На эскизе необходимо решить многое: продумать конструкцию всей игрушки, учитывая пластические возможности токарной обработки, найти рисунок росписи. Эскиз должен быть простым, не загруженным лишними подробностями. По эскизу составьте чертеж, на котором точно укажите размеры и конфигурацию всех деталей игрушки.

Лучший материал для вытачивания игрушек — древесина липы, осины и ольхи. Она мягкая, легкая, с однородным строением и окраской. Мелкие вещицы иногда делают из березы. Плотная и твердая древесина березы позволяет вытачивать детали величиной со спичечную головку. Древесина лиственных пород хорошо окрашивается различными красителями, поэтому из нее в большинстве случаев делают крашеные игрушки, часто сочетая раскраску с выжиганием.

Оригинальные токарные игрушки можно сделать из древесины хвойных пород. Такие игрушки не обязательно раскрашивать — лучше выявить и подчеркнуть естественный рисунок древесины. Для этого детали из хвойных пород деревьев перед сборкой обрабатывают морилкой.

Готовые детали игрушек соединяют между собой столярным клеем, клеем БФ-2 или латексом. В местах соединения предварительно сверлят отверстия для соединительных штырей.

Собранной игрушке дают высохнуть, а затем приступают к раскраске. Прежде чем применить те или иные красители, нужно определить назначение изделия. Декоративную токарную работу, которая будет стоять на столе или висеть на стене и только от случая к случаю попадать в руки, можно смело расписывать темперой или даже гуашью. Ни темпера, ни гуашь не требуют предварительной грунтовки. Игрушки, расписанные темперой, имеют приятную бархатистую фактуру. Темпера прочно держится на древесине, поэтому не обязательно покрывать ее защитным слоем лака. А вот игрушки, расписанные гуашью, нужно покрыть двумя-тремя слоями прозрачного лака. Можно применять масляный лак 4с и 4т, нитролаки НЦ-222, НЦ-224, НЦ-225, синтетические полиэфирные лаки ПЭ-219 и ПЭ-220, спиртовые МБМА-80, МБМА-25. Лак на фигурки наносят кистью или тампоном. Правда, этим способом трудно добиться равномерного распределения лака на поверхности древесины, поэтому лучше применять более эффективный способ окунания, или, как говорят мастера-игрушечники, окунки. При окунке токарные детали игрушки лакируются быстрее и лак покрывает древесину тонким ровным слоем. Причем лакировать можно одновременно несколько деталей. Налейте лак в пол-литровую банку примерно на две трети ее объема. В деталь воткните канцелярскую булавку, а к ней прикрепите проволоку. Теперь окуните деталь в лак, потом выньте и подержите над банкой, пока не стекут излишки лака. После подсыхания первого слоя тем же способом нанесите второй.

Читайте также  Наличники на окна из пенопласта своими руками

Способом окунки можно не только лакировать, но и окрашивать детали игрушек в жидких растворах красок.

Если вы задумали расписать игрушку масляными красками, ее нужно предварительно загрунтовать. Грунтовка не дает краске пожухнуть и сохраняет ее характерный блеск. Для приготовления грунтовки разведите в стакане воды одну чайную ложку желатина и пять ложек зубного порошка. Вместо желатина можно использовать столярный или рыбий клей. Грунт наносится на поверхность древесины два-три раза и каждый слой хорошо просушивается.

Игрушечники из Семенова и Полхово-Майдана Горьковской области расписывают свои «тарарушки» яркими анилиновыми красками. О технологии этой росписи говорится в следующей статье.

Вдохните в дерево жизнь: техника реалистичной резной скульптуры

Скульптурная резьба по праву считается вершиной резчицкого искусства. К технике создания объемных фигур наиболее логично переходить после уверенного освоения рельефной резьбы, которую можно рассматривать как своеобразную промежуточную ступень. В представленном материале мы расскажем о базовых принципах скульптурной резьбы по дереву, сделав это на примере работы американской художницы Леи Вахтер.

Чем для новичка удобен именно этот проект? Во-первых, он имеет относительно простой алгоритм резьбы, при этом сама работа выглядит очень эффектно. Во-вторых, здесь используется базовый набор инструментов, с которым в дальнейшем придется иметь каждому резчику, решившему заняться скульптурой. И, наконец, этот проект дает возможность познакомиться с техникой текстурирования шерсти. Освоить данный прием – особенно важно для начинающих, так как к нему придется постоянно обращаться в дальнейшем, создавая скульптуры животных в объемной резьбе по дереву.

Начните с переноса рисунка на липовую заготовку. На ленточной пиле или лобзиковом станке вырежьте основу по внешним контурам схемы бокового и верхнего видов. Прочертите осевую линию, которая поможет сохранять симметрию в процессе резки.

Используя богородский нож, симметрично скруглите тело кролика: от хвоста до основания ушей (фото 1). Затем переходите к проработке подбородочного угла: отделив нижнюю челюсть от тела. Длинными продольными движениями ножа придайте лицу коническую форму. Режьте симметрично, ориентируясь на центральную линию (фото 2).

Займитесь проработкой хвоста: скруглите его, частично отделите от тела и придайте ему заостренности (фото 3). Продолжайте симметричное скругление тела. Используя карандаш, постоянно перерисовывайте рабочие линии, которые помогут придерживаться правильных пропорций.

Переходите к черновой проработке задних лап. С обеих сторон заготовки нарисуйте схематические контуры; ориентируйтесь на осевую линию, дабы убедиться, что они равны по форме и размеру. Сделайте ножом глубокие надрезы вдоль линий. С помощью узкой прямой стамески с каждой стороны скульптуры удалите древесину выше контура задних лап, создав выраженный полуобъем (фото 4).

Переходите к черновой проработке передних лап. Нарисуйте рабочий контур и отделите его от основной части тела, сделав прямоугольный выступ (фото 5).

Используя все тот же богородский нож, проработайте складки на задних и передних лапах, сделав их контуры более детализированными (фото 6).

Переходите к проработке глаза. Вырежьте симметричные полусферы. Эти круги должны быть пропорционально больше, поскольку в дальнейшем на них будут вырезаться глаза и веки. Нарисуйте контур мордочки и задней части щеки (фото 7).

Детализируйте рельеф лица по очерченным контурам мордочки и щек. Часто меняйте стороны, чтобы сохранять симметричность резьбы (фото 8).

Закончив детализацию лица, переходите черновой резьбе ушей. У нашей скульптуры уши расположены не на одном уровне, что придает ей еще более реалистичную пластику. Чтобы добиться этого эффекта, по предварительно нанесенной штриховке срежьте прямой стамеской заштрихованную часть дерева (фото 9).

Отделите уши друг от друга, сделав серию V-образных надрезов. Разделение должно быть глубоким, но не широким (фото 10).

Ориентируясь на шаблон, придайте задней части ушей нужную форму. Заштрихуйте контур ущных полостей и выберите их с помощью церазика – небольшой полукруглой стамески (фото 11). Работайте осторожно и медленно. Не забывайте чередовать стороны, чтобы резьба по дереву была симметричной, а сама скульптура сбалансирована.

Переходите к детализации пальцев на передних и задних лапах, используя основной инструмент – богородский нож (фото 12). Завершите формирование очертаний хвоста (фото 13).

Детализируйте форму глаза, сформировав нижнее и верхнее веко (фото 14). По нанесенным контурам сделайте мелкую проработку рельефа носа и рта (фото 15).

Как и в классической богородской резьбе по дереву текстура меха на этой скульптуре создается с использованием мелкого штихеля. Данный процесс требует определенной усидчивости, терпения и аккуратности. Углубления, имитирующие структуру шерсти, желательно создавать по предварительно нанесенной разметке. Единственными нетекстурированными зонами на скульптуре оставляют уши, мордочку, кончики лап и веки.

Закончив этот этап, смените штихель на уголковую стамеску с шириной лезвия 6 мм и вырежьте на груди отельные области, создав таким образом на грудке своеобразные клочки шерсти (фото 16).

Отшлифуйте заднюю часть ушей, используя свернутые кусочки мелкозернистой наждачной бумаги (фото 17).

Подготовьте скульптуру к окрашиванию, тщательно почистив ее зубной щеткой. Для раскрашивания можно использовать акриловые или масляные краски для живописи.

Основную часть шерсти выдерживают в светло-коричневом тоне. Мордочка, грудь, полость ушей и область вокруг глаз – темно-серая (фото 18). Глаз закрашивают черным. Светло-розовым цветом окрашивают кончик носа, а также заднюю и внутреннюю часть ушей (фото 19).

Принцип создания бликов и теней при раскрашивании фигур стандартен. Для начинающих мастеров, осваивающих объемную резьбу по дереву, отработать этот прием особенно важно. Его можно выгодно использовать, создавая любые работы в объемной резьбе по дереву: животных, людей, садовые скульптуры и пр. Игра света и тени способна делать фигуры более реалистичными и эффектными.

Используя светло-черный цвет, сделайте тонкой кистью штрихи на всех углублениях животного: в складках шеи, передних и задних лап, ушей, хвоста и т.д., чтобы создать на скульптуре реалистичную тень (фото 20). Промокните избыток краски бумажным полотенцем.

Смешайте белую и коричневую краски, добившись светло коричневого тона (на порядок светлее, чем основной цвет шерсти). Нанесите блики на наиболее выступающие места скульптуры: щеки, задние и передние лапы, спину животного (фото 21). Для создания дополнительного блеска закрасьте глаза кролика прозрачным акрилом.