Старинные наличники на окна в деревянном доме

Оконные наличники как символ защиты в русском зодчестве

Так уж повелось, что именно деревенские избы были, есть и будут носителями и хранителями аутентичной культуры русского народа. Причем каждый элемент фасада может поведать знающему человеку практически все о местности, а также о пристрастиях и страхах хозяина избы.

Особенно информативными оказались резные украшения окон, которым уделялось особое внимание, ведь народ их считал не просто «оком», главным из органов чувств самого жилища, но и действенным оберегом семейного очага.

По оконным наличникам можно определить, где находишься и чего больше всего боялся народ.

Традиция украшать оконный проем пришла в Россию еще в XVII веке из Италии после открытия первого стекольного завода. Только в европейской стране эту часть дома украшали небольшими колоннами, портиками и другими элементами, сделанными из камня, а на нашей территории его заменили деревом, ведь каменные дома и соответственно весь декор могли себе позволить единицы.

Ставни защищали от солнца, причем на севере их закрывали в летний полярный день, чтобы выспаться, а на юге – чтобы дом не нагревался.

Изначально при установке наличников преследовалась практическая функция – закрывать соединительные швы между оконной рамой и срубом. Но просто установить кусок доски было не интересно, поэтому мастера начали декорировать этот элемент причудливыми узорами, которые в каждой местности имели свой смысл.

Оконные наличники до XVII в. имели простейший рисунок, символизирующий солнце.

Примечательно: Термин «наличник» в разных регионах звучит по разному, так например, в большинстве районов Центральной России – это «обналичник», в местности, граничащей с Белоруссией, его знают только как – «лиштва», а на Урале — «белендряс» или «обоконка».

Круги и ромбы, изображающие небесное светило, означают защиту от тьмы и ночной нечисти. Как удалось выяснить техника выполнения резных наличников не имеет четко определенных канонов, единственным предопределяющим правилом является осевая симметрия – это когда левая сторона композиции зеркально повторяет правую.

Нижняя часть наличника (называется подоконная) менее украшена и символизирует землю-матушку и плодородие поля.

Также просматривается общая особенность наличников, которая присуща всей территории России – верхняя часть имеет более ажурный рисунок, а нижняя – проще и скромней. Во всем остальном определяется только почерк мастера и пристрастия в оформлении самих жителей региона и конкретного хозяина в частности.

Стиль «дорого-богато» присущ для мелких купцов, которые таким образом пытались поднять свою значимость.

Интересный факт: Бытует мнение, что самая изысканная и богатая резьба украшает усадьбы богатых владельцев. Но как оказалось, это заблуждение, ведь представителям высшего общества не нужно показывать или доказывать таким образом свою значимость и высокий статус, их и так все знают и почитают. А вот внезапно разбогатевшие, в народе таких называют «из грязи да в князи», пышным убранством пытались поднять авторитет и громко заявить о себе успешном.

Иногда крышу наличника украшали полукружьями, которые символизируют небесных богинь «рожаниц».

Естественно, резной наличник выполнял не только практичную и эстетичную функцию, он играл роль мощного оберега от дурного глаза, посягательств на дом лихих людей и нечистой силы. Несмотря на то, что в России проповедовалось христианство, все народные традиции носят языческий характер, поэтому главными символами украшающими дом были – бог неба Сварог и бог солнца Дажьбог. Также не забывали и о роли земли-матушки – прародительницы всех благ.

Завитки вокруг центрального круга не просто украшают, а обозначают непрерывное движение Светила.

Поскольку по народным поверьям все части наличника соответствовали сторонам света и временам года, то расположение каждого символа было продумано до мелочей, особое внимание при этом уделялось сочетанию друг с другом. Так, например, никогда символ земли и плодородия не разместили бы на верхней части, именуемой навершием или кокошником, там главенствует солнечный знак, ведь изображение светила или его условного знака (как правило, это ромб или символический рисунок, в котором явно угадывалось солнце).

В Ярославской, Ивановской, Московской, Ростовской областях на наличниках изображали змей и драконов, которые тоже считались оберегом.

Витиеватый резной рисунок составляли не только ради того, чтобы защитить свое жилье от различных бед и напастей, но и пожелать счастливой жизни хозяевам этого дома и их потомкам, ведь если правильно поставлен сруб он будет служить верой и правдой более сотни лет.

В старину дом защищали не только с помощью ставней и дверей, но и с помощью разных «доброжелательных» знаков — оберегов.

Как утверждают знающие люди, по узорам наличников в былые времена путешествующий народ безошибочно определял, где находится. Причем не территория как таковая играла главенствующую роль, а местные обычаи и, конечно же, мастер, который делал резные элементы для всей округи. Так же, как известная гжельская или городецкая росписи определялась по руке художника, так и деревянное зодчество начинается с резчика.

Даже сейчас можно научиться безошибочно определять, в каком регионе сделан наличник, для этого достаточно будет знать несколько характерных особенностей. По словам фотографа Ивана Хафизова, который более 11 лет занимается тем, что фотографирует наличники по всей стране и в его коллекции уже более 18 тыс. снимков из 364 населенных пунктов: «Для того, чтобы разобраться в наличниках, достаточно всего лишь взглянуть на несколько коллажей. Так, даже ребенок сможет сказать, чем отличаются рязанские наличники от, например, костромских или томских».

Благодаря его работам теперь и мы сможем ориентироваться в удивительном мире символов и знаков, которыми много столетий подряд искусные резчики по дереву украшали дома жителей страны.

Старинные наличники на окна в деревянном доме

История оконных наличников насчитывает не только десятки лет, но и несколько веков. Сегодня они несколько отличаются от тех, что вручную делали мастера в XVIII-XX веках. Прежде всего, стоит отметить, что огромное значение имеет наличие или отсутствие ставней. В зависимости от географического расположения наличники на окнах имели различные функции. Так, например, на севере старинные ставни предохраняли от света в полярный день, на юге – от перегрева помещения знойным летом, а в некоторых местах – от холодного ветра и сквозняков в деревянных домах. В давние времена старинные наличники на окнах в деревянном доме так и назывались – «вставни». У них были ручки, держась за которые жильцы дома при необходимости просто вставляли ставни в оконный проём.

Ставни — защита от солнца, ветра и диких животных

Старинные наличники были самыми обычными деревянными дощечками без каких-либо узоров. Их главная функция – защита помещения от ветра, мороза и сквозняков. Несколько позже появилась наклонная дощечка, защищавшая окно от дождя.

Затем наличники становились всё оригинальнее и красивей. Появляются несколько их видов:

  • народные, то есть сделанные умельцами-самоучками,
  • архитектурные, изготовленные профессиональными мастерами по заказу знатных и богатых людей.

    Читайте также  Ракля для наливного пола своими руками

    Старинные наличники в деревянных домах встречаются они во многих русских городах, в том числе Тюмени, Вологде, Новосибирске и многих других. По внешнему виду архитектурных старинных наличников на деревянных домах можно определить эпоху, в которую они были созданы. Ведь в их орнаменте и внешнем виде отразились все основные черты таких стилей, как барокко, классицизм, модерн и других. Народные наличники более примитивны, но не менее уникальны по своему исполнению. Мастера-самоучки вносили в свои творения символы и образы, придуманные самостоятельно и подсмотренные на окнах богатого барина.

    Помимо защиты дома от негативного влияния внешних факторов, наличники обладали ещё и глубоким сакральным смыслом. В их узорах порой мастер зашифровывал самую разную информацию. Изучение каждого символа в том или ином орнаменте может многое рассказать об истории семьи и самом резчике.

    Узоры на старинных наличниках деревянных домов

    В давние времена наличники служили ещё и защитой от злых духов. Поэтому на них изображались соответствующие символы, а также знаки, привлекающие богатство, здоровье, гармонию и другие блага в хозяйский дом. Во все времена на старинных наличниках можно встретить солнце. Это защитный знак, служащий оберегом и привлекающий удачу и счастье.

    Также очень популярны растительные узоры. Они символизируют плодородие, достаток, гармонию. В некоторых областях можно встретить змей и драконов. В основном это Московская, Тверская, Ростовская, Ивановская и Ярославская области. Змея – древний защитный символ силы и мудрости.

    В резьбе древних мастеров встречаются и геометрические фигуры. Ромб на наличнике символизирует плодородие, а треугольник – Бога, победу духовного над телесным. Здесь же встречается и еврейский знак – звезда Давида. Советское время также внесло свои знаки. Это вырезанные на дереве пятиконечные звёзды, а иногда серп и молот.

    Также на старинных наличниках на деревянных домах можно увидеть и древние родовые символы. Сегодня существует несколько видов мастеров, занимающихся изготовлением этих конструкций:

  • те, кто воссоздаёт старые узоры, копирует уже существующие, работает в ручную,
  • те, кто старается придумать что-то новое, оригинальное, использует в работе современные инструменты и технологии.

    В первом случае в наличники вкладывается душа мастера, получается уникальный элемент декора, равного которому не найти. А во втором – резная доска, продаваемая в строительном магазине погонными метрами. Тем не менее, красивый узор и выполненный на современном станке наличник может сделать хорошим украшением вашему дому, особенно если правильно его подобрать по цвету и стилю.

    Наша мастерская предлагает выполнение наличников в любом стиле. Изготавливаем наличники под старину, а также по оригинальным эскизам после согласования с заказчиком.

    Dmitrovchanin › Блог › Русские резные наличники — лицо страны.Ч.2)

    А уже далеко не вторая:)

    По-прежнему, судьбой наличников обеспокоен Иван Хафизов(и мы тоже!), по-прежнему используются материалы его группы в ВК:
    vk.com/nalichniki
    И его виртуального музея Русских резных наличников:
    nalichniki.com/

    Я уйду в кружева деревянных «оков»,
    откажусь от бетонной «свободы».
    Заберусь в эти книги ушедших веков,
    где историй – на долгие годы.
    Сквозь прозрачную вязь постаревших страниц,
    словно в кущах небесного сада,
    я увижу волшебных, диковинных птиц,
    ожерелья цветов.
    И отрада прибежит в мое сердце
    веселой волной от высокой светелки и фриза.
    Будут солнце и звезды сиять надо мной,
    над ажуром резного карниза.

    Надежда Буранова.

    Если вы видели Белой Дом в живую, то согласитесь — унылое здание.Но!Как правильно заметил Дима gorbibit — наличники могут украсить даже его, дом этот:)

    Одноэтажная Америка, одноэтажная Америка.Могла бы и Россия быть одноэтажной, тем более что территория позволяет.
    В Американских городах глазу не за что зацепиться:квадрат, прямоугольник.Все просто, практично, уныло и серо.
    А вот если бы Россия была одноэтажной!)Да с такой красотой вся:)

    Но, к сожалению, это все исчезает.Удивительно, но один из прошлых постов вызвал какой-то негатив у некоторых товарищей.А самое странное — это их высказывания о том, что в доме с наличниками — туалет на улице.И сделать, мол, нереально.Да)Все свелось к туалету.Очень печально.
    У нас есть тут один дом с наличниками, без уборной в нем, но сделать оную технически — проблем нет никаких.)
    Вернемся к нашим баранам.Москва растет, причем в геометрической прогрессии.Скоро разрастется до Малого бетонного точно.Уже сейчас все Подмосковные города в радиусе 30(да даже 50)км — это спальные районы Москвы, по сути.
    В наших лесах известная проблема — короед.Лес уничтожается стремительно и, в основном почему-то, вблизи Москвы.Потом там возникают новостройки или элитные коттеджные поселки(дома в которых никакой худ. ценности не представляют).
    В пределах Малого бетонного скоро уместится полстраны, такими темпами.Не фиг нашему народу жить в частных домах — не заслужили.А самое главное — как там деньги за парковку с народа брать?)
    Они там еще и наличников могут понаделать!)))

    Иван Хафизов выкладывает фотографии наличников в ВК и сопровождает их комментариями.Некоторые из них привожу:)
    За что полюбился Ногинск — так за вкус и неожиданные сочетания. Смотрите как: заборчик к заборчику!)

    Я приехал в Озёры в 2015-м году, на исходе одной из экспедиций по Подмосковью. Надеялся обнаружить сокровища какие-нибудь неожиданные, как это случилось в Ногинске. Но на самом необычном деревянном доме обнаружил лишь остатки былого великолепия…

    Талдомский излом.
    Такие вырезы крыш встречаются нечасто, но только если речь не идёт о Талдоме: здесь именно они и определяют деревянную архитектуру!

    Надеюсь автор на меня не обидится, ведь цель этого поста такая же как и у него — популяризация этой красоты!)
    Привить ту же страсть к наличникам Вам, дорогие гости странички, какой возгорелся я, когда услышал на радио «Маяк» Ивана Хафизова). Ну и как могу, рекламирую результаты его трудов!)
    А!)Нет!Я подлая скотина, которая на чужих трудах себе лайки зарабатывает — как-то так мне в комментариях к одному из постов сказали)).Я не могу жить без лайков!)Еще лайков)

    Наличники такого типа — бахромчатые — впервые мне встретились в Костроме, затем — собственно вот эти — в Данилове Ярославской области, потом ещё где-то. Однако со временем выяснилось, что их очаг — небольшое село Сусанино в Костромской области: там такой бахромой украшена добрая половина деревянных домов!

    Не могу не выложить и эту печальную весть:
    Сколько шли разговоры о сокращении в Томске «списка 701» (списка исторических зданий, которые неплохо бы восстановить), я всё думал — ну когда его округлят? Ведь не может быть, чтоб не округлили…
    Округлили.

    Такая судьба, думаю, ждет многие прекрасные дома с наличниками(.
    Но не будем о грустном!
    Нашел антиресное познавательное фото на этом сайте

    От туда же:
    Значение резных элементов на наличниках:
    Крылья подчеркивают силу.
    Птица – элемент, соединяющий в себе все времена.
    Солнце олицетворяет жизнь и энергию (как правило, расположен на кокошнике).
    Змея символизирует мудрость и плодородие.
    Крест демонстрирует стремление хозяев к гармонии между материальным и духовным.
    Растительность показывает чувство единства с природой.
    Сережки свидетельствуют о гостеприимстве хозяев дома.

    Следует отметить, что правильное название внешнего декоративного обрамления окон – обналичка. Наличник устанавливается внутри помещения.
    Там же мастер-класс по изготовлению обналички).
    Будем неправильными — раз уж у нас везде НАЛИЧНИК!)

    Читайте также  Как провести кабель через пластиковое окно

    И.Хафизов: Некоторые деревянные дома удивительным образом выглядят существенно моложе своего реального возраста. Этой красотой любовались жители Рязани уже в конце XIX века!

    За что невозможно не влюбиться в Вологду? Да вот за что!

    Русские резные деревянные наличники.

    Что приходит на ум при упоминании о наличниках?

    На первый взгляд кажется, что набор воспоминаний будет у всех вполне одинаковый. Хотя на поверку выясняется, что каждый вспомнит что-то своё, особенное. У кого-то в памяти остался деревенский дом, обшитый зелёными досками, а у кого-то — высокий серо-седой сибирский сруб затейливо украшенный резным фризом. Кто-то опишет тихую улицу небольшого городка и непримечатедьный деревянный домик “в три окошка”, а кто-то – редкие по красоте деревянные дома и густую рельефную резьбу от завалинки до причелин. Кому-то может быть довелось еще самому вешать наличники (может даже самодельные) на окна; а кому-то напротив — снимать…

    Для одних – деревянные наличники, это пропуск в мир детских воспоминаний: ставни, открывающиеся под мелодию из “В гостях у сказки”. Для кого-то это воспоминания о лете: даче, солнце, беззаботном отдыхе… Даже для тех, кто сами деревянные дома именует не иначе как “деревяшки” — даже для них оконные наличники остаются символом красоты давно ушедшего, деревянного мира. Даже для них резные наличники красивы, необыкновенны и интересны. Они едва ли не единственный, настолько тепло принимаемый всеми, элемент традиционной, народной архитектуры.

    Наличники — совершенно недооцененный символ сохранения традиций и культурного наследия.

    Мы до сих пор очень немного знаем о них. Каждый школьник отличит Гжель от Хохломы или Жостово. Кое-кто еще припомнит Палех и Мезенскую роспись. Но кто знает чем отличаются наличники на окнах Томска, от их собратьев из Иванова? Или в чем отличе ставенных наличников Самары тех, что украшают окна деревянных домов Красноярска? Или хотя бы – почему в Энгельсе, Балашове и Омске есть ставни, а в Муроме, Чебоксарах и Томске – нет?


    На многие вопросы о наличниках современная наука ответов не даёт.

    Известно, что наличники получили наиболее широкое распространение в поволжье – в Костромской, Владимирской, Ярославская и Нижегородской областях.
    Однако там ли зародилась традиция украшать окна резьбой или еще где – доподлинно неизвестно;
    Неясно — является ли фигурная резьба осознанным посланием-оберегом, призванным защищать обитателей дома от злых духов, или к тому моменту, как она появилась на первом наличнике её смысловое значение уже было утрачено.
    Неясно — в каких регионах истоки элементов деревянной резьбы лежат в плоскости язычества и защиты от злых духов, в каких – за основу бралось церковная резьба, а в каких что-то иное.
    Не ясны пока даже четкие границы территории на которой встречаются дома с резными наличниками!

    Почему столько неясностей?

    Во-первых – дерево недолговечный строительный материал.
    Несмотря на то, что при раскопках Новгорода находили фрагменты строений украшенные ажурной резьбой – причелины, балясины, наличники и другие детали – относящиеся к XI веку, самые старые, дошедшие до наших дней деревянные дома строились в середине XIX века – то есть им около 160 лет. О том, что было за этим горизонтом можно судить лишь по картинам, гравюрам и косвенным данным, так как тогда еще науки о русском народном зодчестве не существовало.

    Во-вторых – официальная наука долгое время игнорировала пропильную резьбу.
    В конце XIX века, когда пропильная резьба достигла своего расцвета, в научных кругах вся эта “Ропетовщина” (по фамилии архитектора И.П.Ропета фактически сформировавшего в архитектуре так называемый псевдорусский стиль) считалась “бесхарактерно шаблонной, пошлой и упаднической”. В научные труды ее не включали, не изучали и не описывали. Спохватились гораздо позже (первые научные работы относятся к 30-м годам XX века), когда огромный пласт культуры уже начал исчезать.

    На какие вопросы ответить удастся?
    Во-первых нужно узнать — на какой территории наличники распространены сейчас?
    А во-вторых — как развивался, как видозменялся оконный наличник в разных городах, от своего зарождения и до наших дней?

    Может быть однозначно ответить на эти вопросы и не удастся, но одно ясно:
    если не начать собирать фотографии, собирать информацию о наличниках сейчас, то через десять лет шансов получить ответы на все эти вопросы останется гораздо меньше. Просто потому, что самих деревянных домов, расписных ставень и и окошек с резными наличниками — становится меньше год от года.

    Однако на этом грустном моменте не хотелось бы заканчивать вводную статью.

    На этом сайте вас ждут в огромном количестве красивые резные (и не очень) окна, окошки и окошечки, а также несметное число наличников. Красота здесь невероятная, так что датчик красоты бывает зашкаливает и у видавших виды дизайнеров! И тогда начинает казаться, что везде и всюду наличники одинаково замечательны. Однако это не так. Поэтому лучше смотреть не сразу, а по чуть-чуть, привыкая. И возвращаться снова и снова…
    Тем более, что обновления на этом сайте появляются каждый день.

    Итак, добро пожаловать в мир, где всё о резных наличниках и только о них. Здесь вы возможно встретите окна своей мечты, скорее всего найдете ответы на вопрос – чем они отличаются в разных городах, и уж наверняка сможете увидеть тысячи фотографий резных, объемных, ставенных, цветных, деревянных и иногда пластиковых, новых и старинных, красивых и великолепных — таких разных деревянных оконных наличников.

    Подписывайтесь на наше сообщество в Фейсбуке, Вконтакте, Твиттере и Инстаграме и получайте уведомления о новых фотографиях и событиях мира наличников!

    Национальное достояние: наличники

    Суздаль

    Балашов

    Гусь Хрустальный Омск Томск Ярославль Борисоглебский посёлок Вологда

    Искусство наличников зародилось в Поволжье в XVII веке, но, как ни странно, до сих пор нет ни одного исследования об этом уникальном ремесле. Пробел пытается восполнить фотограф из Подмосковья Иван Хафизов: с 2007 года он путешествует по России и фотографирует резные наличники на окнах деревенских избушек. Свою коллекцию Иван демонстрирует в специально созданном Виртуальном музее резных наличников, попутно рассказывая об особенностях наличников в разных городах. Своими наблюдениями из многочисленных поездок Иван поделился с корреспондентом «Моей Планеты».

    Откуда пошли наличники?

    Родиной резных наличников считается Нижегородская область. Наличники появились в тот момент, когда исчезло деревянное судоходство, возникли паровые машины, металлические корабли. Оставшимся без работы резчикам, которые всю жизнь занимались украшением деревянных кораблей, стало некуда прикладывать свой труд: они принялись украшать свои дома, а затем и дома соседей. Это совпало с промышленной революцией и экономическим ростом: появились стекла, оконные проемы стали больше размером, у людей возникла потребность их украшать.

    Углич

    Чита

    Ижевск

    Калязин

    Юрьев-Польский

    Москва

    Кулебаки

    Есть и другая теория: наличники пришли к нам из Европы. Они очень похожи на иконные оправы, на церковную резьбу. Принцип по сути один: прямоугольная картинка обрамляется деревянным украшением. Резчики наличников изначально занимались украшением иконостасов. Еще одно европейское влияние: мотивы, которые встречаются у нас в оконной резьбе, у итальянцев прослеживаются в камне гораздо раньше, еще в XVII веке. Вероятно, крестьяне, видевшие Вену, Париж и другие города, вернулись после войны 1812 года в родные деревни и попытались сделать что-то похожее. У специалистов нет единого мнения о происхождении наличников. И все это говорит о том, что это искусство не застывшее, а очень живое.

    Читайте также  Что такое доводчики для кухни?

    Местные особенности наличников

    Наличники в итальянском стиле можно увидеть в Иркутске, Тюмени — это живой классицизм. В Томске и маленьком городе Балашов встречаются рококо и барокко. В Энгельсе Саратовской области почти все окошки со ставнями — и не резные, а цветные. Обычно двухцветные, сочетаются зеленый с синим, оранжевый с фиолетовым, но в основном белый с синим, видимо, сказывается близость воды. В Чувашии также преобладает бело-синяя покраска, по бокам — прорези. В Татарстане наличники яркие, с татарским уклоном, но в Казани все по-другому: сдержанные цвета, тонкая резьба, ненасыщенные узоры.

    В Нижегородской области развита глухая резьба: рельефная, объемная. Такая же тенденция в Томской области и в Тюмени. А есть регионы, где больше развита сквозная резьба, встречается очень ажурная. В Брянской области сохранились наличники образца XIX века, которые не погибли даже во время войны, хотя этот регион был захвачен. Никакие фашисты их не погубили, не сожгли, потому что это просто невероятная красота! То же самое можно сказать про Забайкалье. Есть город Нерчинск (когда-то он был очень богатым), там получила развитие очень ажурная резьба, про которую почему-то никто не пишет.

    Юрьев-Польский

    Красноярск

    Ставрово

    Нижняя Синячиха

    Тюмень

    Алапаевск

    Иркутск

    Тутаев

    В Красноярске на всех наличниках встречается перевернутая неправильная буква Ш. Это символ древнего рода, называется тамга (тот же символ, но перевернутый, есть на гербе Украины). Это фамильный знак династии Гиреев, которая владела Красноярском и Крымом. Об этом ни знает никто даже в краеведческом музее Красноярска. Хотя почти 100% наличников Красноярска осенены этим символом.

    В начале XX века было сильно влияние модерна — в Омске есть целый район с наличниками в духе постмодернизма. А вообще модерн — это Ярославская область и север Московской области.

    Тенденция, которая началась с 50-х годов XX века и даже ранее, — миграция наличников. Когда умирает деревня, люди, проезжая мимо, видят красивые наличники на разрушенных домах и забирают их себе. В Ярославской области есть город Тутаев, в котором целая улица наличников перекочевала из легендарного города Молога (он был затоплен при строительстве Рыбинского водохранилища, и несколько десятков домов «переехали»). И вот города нет, а моложские наличники сохранились в Тутаеве. Это очень интересно — сейчас Мологу собираются восстанавливать.

    Тутаев

    Чита

    Рязанская область

    Клин

    Гаврилов Ям

    Казань

    Чита

    Тамбовская область

    Тюмень

    Чита

    У многих людей от моих фотографий создается впечатление: у нас все так красиво, все так здорово! На самом деле да, много красивых домов люди сохраняют. Даже бабушки, которым тяжело красить наличники, стараются поддерживать. Но есть и другая тенденция — снос деревянных домов. Это особенно заметно в крупных городах: Иркутск, Томск, Воронеж, Рязань, Казань… К сожалению, дома с наличниками исчезают. Конечно, все это очень грустно, и об этом я тоже рассказываю.

    Иван Хафизов намерен продолжить экспедиции по России в поисках наличников. Его мечта — объехать 500 городов и издать «Путеводитель по русскому наличнику», первую книгу об искусстве наших предков. Сбор средств осуществляется с помощью краудфандинга до 18 сентября. Помочь проекту можно здесь.

    Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов