Для каких целей применяют лицевую отделку мебели?

Глава 9 ОТДЕЛКА МЕБЕЛЬНЫХ ИЗДЕЛИЙ

При выборе вида и способа отделки мебельных изделий необ­ходимо учитывать специфические свойства древесины, из кото­рой изготовляют эти изделия. Строение и свойства древесины на­ходятся в прямой зависимости от ее породы и местности, где она произрастала. При определении вида отделки учитывают порис­тость древесины, ее твердость, структуру, цвет, влажность, а так­же наличие в ней смолы и дубильных веществ. Различают отделку прозрачную, непрозрачную и имитационную.

При прозрачной отделке на поверхность древесины наносят прозрачное покрытие, что помогает сохранить цвет и текстуру древесины.

При непрозрачной отделке на поверхность древесины наносят непрозрачное покрытие (лаки и эмали, а также облицовочные материалы в виде пленок).

Имитационная отделка выполняется на малоценной породе древесины, на которой искусственно воспроизводят текстуру и цвет древесины ценных пород.

Отделка мебельных изделий улучшает их внешний вид, защи­щает от внешней среды.

При отделке применяют различные отделочные материалы.

Стадии технологического процесса отделки древесины для ме­бельных изделий приведены в табл. 9.1.

Подготовка поверхности древесины к отделке

Подготовку поверхности древесины к отделке подразделяют на столярную и отделочную (выполняется как под прозрачные, так и под непрозрачные покрытия).

Столярная подготовка.Эта подготовка включает в себя выпол­нение таких операций, как строгание, циклевание, заделка не­значительных дефектов на поверхности древесины и шпоне и шлифование. К незначительным дефектам относятся, например, небольшие трещины в шпоне и вырывы волокон в древесине, которые шпатлюют древесной мукой с клеем. Чтобы цвет шпат­левки совпадал с древесиной, ее подкрашивают.

При прозрачном покрытии шероховатость поверхности древеси­ны должна быть не ниже 32 мкм, при непрозрачном покрытии — 200. 60 мкм. Перед непрозрачным покрытием у древесины выс­верливают сучки, заделывают их пробками, затем поверхность древесины строгают, фрезеруют и шлифуют на станках.

Отделочная подготовка под прозрачную отделку.Эта подготовка включает в себя следующие операции: удаление ворса, обессмоливание, отбеливание, окрашивание, грунтование и порозаполнение. Шероховатость поверхности после отделочной подготовки должна быть не ниже 16 мкм.

Таблица 9.1Технологический процесс отделки древесины для мебельных изделий

Стадия техноло­гического процесса Виды операций при отделке
прозрачной непрозрач­ной имитационной
с сохра­нением текстуры древесины по сплош­ному фоновому покрытию шпатлевкой
Подго­товка поверх­ности древе­сины к отделке Удаление ворса, обессмоливание, отбеливание, окрашива­ние, огрунтовывание, порозаполнение, про­межуточная сушка и шлифование Обессмоливание, огрунтовывание, шпатлева­ние мест­ное и сплошное, промежу­точная сушка и шлифова­ние Удаление ворса, обессмоливание, отбелива­ние, окрашивание, нанесение текстуры, закрепле­ние текстуры лаком, промежу­точная суш­ка и шли­фование Обессмоливание, огрунтовывание, шпатлева­ние местное и сплош­ное, нане­сение текс­туры древе­сины, закрепление текстуры лаком, про­межуточная сушка и шлифование
Нанесе­ние отделоч­ных материа­лов Лакирова­ние, столяр­ное полиро­вание Лакирова­ние, кра­шение красками, нанесение нитроэма­лей Лакирова­ние Лакирова­ние
Устра­нение дефек­тов отделки Шлифова­ние, разрав­нивание, полирова­ние, удале­ние масла, матирование Шлифо­вание, разравни­вание, по­лирова­ние, уда­ление масла Шлифова­ние, разравнивание, полирова­ние, удаление масла, матирова­ние Шлифова­ние, разравнивание, полирова­ние, удале­ние масла

Примечание. Выполнение всех перечисленных в таблице операций не яв­ляется обязательным для всех случаев отделки.

Для удаления ворса поверхность древесины следует увлажнить. При увлажнении водой поверхность древесины многократно (не менее трех раз) увлажняют ею, а затем шлифуют. При увлажне­нии древесины растворами красителя или различных лаков ее ворс в результате набухания поднимается. Чтобы ворс при шлифова­нии древесины не приглаживался вновь, ему необходимо придать жесткость, для чего поверхность перед шлифованием увлажняют 3. 5%-ным раствором столярного клея или дисперсией ПВА в теп­лой воде. При отделке древесины полиэфирными лаками ворс не удаляют, так как эти лаки не вызывают заметного набухания дре­весины. Древесину шлифуют на станках шкуркой № 6. 8.

Обессмоливание производят при отделке древесины хвойных пород. Объясняется это тем, что при наличии смолы ухудшается сцепление (адгезия) лаков с поверхностью, а в результате зати­рается шлифовальная лента при шлифовании. Для обессмолива- ния поверхности применяют 25%-ный водный раствор ацетона, 5. 6%-ный водный раствор кальцинированной соды или смесь этих растворов в соотношении 1 :4. Эти составы в подогретом виде наносят щеткой на поверхность древесины и после растворения смолы смывают теплой водой или слабым раствором кальцини­рованной соды.

1-й состав 2-й состав

Перекись водорода 20%-ная 100 100

Жидкое стекло 10. 50 —

Аммиачная вода — 10

Лучшее отбеливающее средство — перекись титана, которая безвредна и пригодна для отбеливания древесины всех пород. От­беливание выполняют щеткой или тампоном, нанося слой ра­створа на поверхность древесины и затем смывая его теплой во­дой после нескольких минут выдержки.

Для одновременного отбеливания и обессмоливания служат составы, содержащие соответственно отбеливающие и обессмоливающие вещества. Например, один из составов на 1 л воды со­держит 30 г кальцинированной соды, 25 г поташа и 60 г хлор­ной извести. Состав смывают 2 —3%-ным раствором соляной кис­лоты.

Окрашивание древесины производят для придания ей новой ок­раски и сохранения ее текстуры. Различают окрашивание водора­створимыми красителями, пигментное («сухое») и подкрашен­ными жидкими грунтовками.

Из водорастворимых красителей применяют анилиновые (мо­рилки) и протравные (водные растворы солей железа, меди, хро­ма и марганца). Действие последних основано на окрашивании древесины в результате химического взаимодействия красителей с дубильными веществами древесины.

Водорастворимыми красителями древесину окрашивают вруч­ную, окунанием, пневматическим распылением и вальцами.

При окрашивании вручную окрашиваемую поверхность сма­чивают водой, а потом — раствором красителя кистью, тампоном или поролоновой губкой. Затем древесину насухо протирают су­хим тампоном вдоль волокон.

При окрашивании методом окунания детали навешивают на подвески и погружают в ванну с раствором. После извлечения из ванны краситель свободно стекает с деталей и протирки не требу­ет. Так красят в основном стулья и точеные детали.

При окрашивании пневматическим распылением раствор кра­сителя на поверхность древесины наносят краскораспылителем. Излишки красителя снимают с поверхности тампоном. Расстоя­ние от сопла краскораспылителя до поверхности 250. 350 мм, диаметр отверстия сопла 1,5. 2 мм.

Окрашивание вальцами выполняют на станках, предназначен­ных для нанесения клея. Для равномерного окрашивания вальцы обертывают поролоном. Скорость подачи заготовки 6. 12 м/мин.

После окрашивания водорастворимыми красителями заготов­ки сушат в условиях цеха или в камерах с принудительной цирку­ляцией воздуха (конвективная сушка). Продолжительность сушки в условиях цеха при температуре 18. 23 °С — не менее трех часов, в конвективной сушильной камере при температуре 45. 50°С — 10 мин, при температуре 80. 85°С — 5 мин. При окрашивании водорастворимыми красителями глубина крашения составляет обычно не более 0,5 мм.

Пигментное («сухое») окрашивание — это покрытие поверх­ности древесины растворенными в воде до определенной концен­трации пигментами.

Окрашивание древесины подкрашенными грунтовками пред­назначено для одновременного поверхностного окрашивания и грунтования, что обеспечивает равномерное окрашивание древе­сины без поднятия ворса.

Грунтование и порозаполнение позволяют значительно сократить расход лака и эмали, улучшить качество отделки. Перед покрыти­ем изделия лаком его грунтуют. Лакокрасочная промышленность выпускает готовые к употреблению составы для грунтования (НК, БНК и др.) В грунты по мере необходимости добавляют порошок пемзы, мел, тальк, каолин, трепел, древесную муку или пигмен­ты для подкрашивания грунта под цвет древесины.

Читайте также  Как собрать спальную мебель?

При отделке спиртовыми политурами поверхности огрунтовывают 3. 5%-ными политурами или нитролаками. Нанесенный там­поном тонкий слой политуры или нитролака сушат в течение 5…10 мин, а затем шлифуют вручную шкуркой № 5, 6. Огрунтовывание производят не менее двух раз с промежуточным шлифо­ванием.

Грунтовки наносят на древесину пневматическим распылени­ем, вальцами и обливом. Пневматическим распылением наносят грунтовку вязкостью (30 ± 5) с по вискозиметру ВЗ-4. Распыление производят на расстоянии 250. 400 мм от поверхности. Вальцами грунтовку наносят на станках. Скорость подачи заготовок 8…12 м/мин. Для нанесения грунтовок обливом применяют лаконаливные машины. Грунтовку наносят один раз.

После нанесения грунтовки изделия сушат и шлифуют.

При отделке масляными эмалями поверхность древесины грун­туют олифой. Грунтование и порозаполнение полиэфирным ла­ком применяют редко, так как он образует толстые покрытия с малой усадкой.

Порозаполнители поставляются обычно в виде двух компонен­тов: раствора пленкообразователя и наполнителя. Перед употреб­лением компоненты смешивают, так как суспензия порозаполнителей неустойчива: при хранении образуется плотный трудно­растворимый осадок в результате расслаивания порозаполнителя. Порозаполнители могут быть бесцветными или подкрашенными. Наибольшее применение получили порозаполнители КФ-1, КФ-2, ПМ-11, ЛК.

Порозаполнители наносят на поверхность древесины так, что­бы порошок-заполнитель заполнил поры древесины. Порозаполнитель наносят вручную тампоном, шпателем или вальцами. По­розаполнители вуалируют (закрывают) текстуру древесины, по­этому излишки их необходимо снимать и протирать поверхность.

Для нанесения вальцами применяют специальные станки.

Отделочная подготовка под непрозрачную отделку.Такая отдел­ка включает в себя операции обессмоливания, грунтования, мест­ного и сплошного шпатлевания.

Обессмоливание производится так же, как и при подготовке поверхности древесины под прозрачную отделку.

Для грунтования применяют грунтовки с пигментами, соот­ветствующие цвету основного лакокрасочного материала. Для не­прозрачной отделки используют казеиновые, масляные, нитро- целлюлозные, глифталевые грунтовки и пинотексы.

Местное шпатлевание производят густыми шпатлевками или замазками. Шпатлевку наносят шпателями и кистью два или три раза, так как она дает большую усадку при высыхании. После того как шпатлевка просохнет, ее шлифуют.

Сплошное шпатлевание выполняют для выравнивания всей по­верхности древесины и окрашивания ее в одинаковый цвет. Сплош­ное шпатлевание производится пневматическим распылением, обливом[14] и вальцами на станках. Зашпатлеванная поверхность должна быть ровной, без пропусков и подтеков шпатлевки.

Облицовочный материал для мебели – имеет значение!

Облицовочные материалы традиционно используются в производстве мебели уже много лет, придавая изделиям привлекательность и эксклюзивность. Изобилие их разновидностей зашкаливает, а особенные свойства каждого заставляют задуматься над выбором. Сегодня речь пойдет об облицовочных материалах для мебели: что они из себя представляют, на что обращать внимание при выборе, и какие именно материалы лучше всего.

Что из себя представляют материалы для облицовки мебели и зачем они нужны?

Современные облицовочные материалы представляют собой популярную разновидность отделочных. Их основной функцией является украшение или декорирование мебели, придание ей презентабельного внешнего вида и эксклюзивности. Именно с помощью облицовочных материалов сегодня на мебельном рынке представлено огромное разнообразие гарнитуров и отдельных предметов всевозможных цветовых гамм и рельефов.

Материал для облицовки тонким слоем накладывают на поверхность мебели способом наклеивания или прессования. Не следует путать данный процесс с отделочными работами – в отличие от затирок, покрасок и пропиток, облицовочный материал можно взять в руки, согнуть, свернуть. Он, в отличие от отделочных жидкостей и растворов, обладает физическими свойствами.

Современными производителями мебели облицовочный материал используется регулярно. Его применяют для отделки:

  • шкафов;
  • кухонных гарнитуров;
  • мебели для ванной;
  • межкомнатных и входных дверей.

Кроме этого, облицовочные материалы используются для внешней отделки стен и потолков.

Колоссальная востребованность и популярность облицовочных материалов объясняется их преимуществами.

Декорирование мебели

С помощью цветной мозаики, декоративного стекла, пленки или шпона можно создать самые разнообразные варианты украшения мебели.

Благодаря данной особенности, любой невзрачной поверхности можно придать невероятно стильный и привлекательный вид.

Экономия

Все знают о том, что мебель из натуральных пород древесины стоит очень дорого, ее позволить себе может далеко не каждый. Посредством облицовочного материала в виде натурального шпона, шкафы и комоды, сделанные из более доступного по цене материала МДФ, выглядят не менее презентабельно своих собратьев из натурального дерева, при этом обладая ценой раза в 2 ниже.

Большой выбор

Сегодня покупатель может сам выбрать вид облицовочного материала, вид и свойства которого полностью его устроят. Доступная стоимость и разнообразие выбора часто выигрывают перед натуральной мебелью, внешнее покрытие которой составляет лишь прозрачный лак.

Масштабный рывок с появлением облицовочных материалов произошел в производстве кухонных гарнитуров: свет увидели глянцевые и матовые фасады всевозможных расцветок, которые так нравятся современным хозяйкам.

Придать интерьеру неповторимый стиль: выбираем материал для облицовки

Вариантов облицовки сейчас очень много, и при выборе определенного нетрудно растеряться. Внешний вид, цена, практические свойства – именно на эти показатели обращают внимание при выборе материала для облицовки мебели на заказ, и это абсолютно правильно. Ниже перечислим наиболее распространенные материалы, начиная с наиболее дорогостоящих.

Натуральный шпон

Натуральный шпон представляет собой тонкие листы древесины толщиной до 3 мм. Традиционно используется для мебели из МДФ и ДСП, создавая имитацию натурального дерева. На поверхность наносится посредством специального клея, это выполняется только в производственных цехах.

Его плюсами являются создание презентабельного внешнего вида мебели и большой выбор вариантов: от беленого дуба до благородного ореха. К минусам можно отнести недешевую стоимость и требования к бережному уходу. Шпон легко трескается, и не терпит влаги.

Пластик

Если говорить на языке производителя, то правильным будет определение «слоистый пластик высокого давления». Традиционно он используется для столешниц, гарнитуров в ванную комнату, и в производстве садовой мебели.

Плюсами являются доступная стоимость, долговечность, устойчивость к воздействию влаги. Явный минус – быстрое выцветание под напором прямых солнечных лучей.

Полимерные материалы

Полимерные материалы представляют собой специальную пленку, пропитанную смолами. В итоге получается твердое глянцевое покрытие, обладающее безукоризненным блеском. Такой материал уже традиционно используется при производстве кухонных гарнитуров.

Плюсами являются доступная стоимость и огромное изобилие расцветок, а к минусам, безусловно, относится хрупкость. Такое ламинированное покрытие очень легко поцарапать, оно может треснуть от удара даже небольшой силы. Ухаживать за ним следует только с помощью мягких средств для очистки поверхностей.

Так какой же облицовочный материал лучше выбрать для мебели?

Выбранный вариант облицовочного материала для мебели имеет очень большое значение как для общего интерьера квартиры, так и в практическом смысле. Натуральный шпон станет отличным вариантом отделки мебели для гостиной, спальни или прихожей, а в кухне будет отлично смотреться практичный пластик или ламинированное покрытие. Очень важно учитывать, что перебор с цветовыми гаммами может негативно повлиять на интерьер жилья, «удешевив» его.

Для каких целей применяют лицевую отделку мебели?

Специальные (художественные) виды отделки мебели

Изделия современной художественной мебели украшают старым традиционным способом — резьбой, мозаикой, отделкой металлами (золочением) и декоративными элементами, выполненными непосредственно на изделии или накладными.

Читайте также  Что такое ламель в мебели?

Наборный декор — это орнаментные или сюжетные рисунки, образованные твердыми материалами, которые прочно соединяются с поверхностью древесины. Материалы, образующие рисунок, вставляются (врезаются) в углубления, подготовленные на обработанной поверхности, или вместе с фоном наклеиваются на поверхность, образуя сплошное наборное покрытие. В зависимости от техники выполнения и применяемых материалов такие покрытия называют мозаикой, инкрустацией, маркетри и наборным облицовыванием.

Орнаментальный декор — это украшение поверхности изделий, изготовленных из древесины, узорами, выполненными росписью различными красками или выжиганием. Роспись можно выполнять как по древесине, так и по другим материалам. Роспись, используемая при отделке помещений, называется альфреско, а народные росписи с характерными сюжетами и техникой исполнения называют по месту их возникновения (хохломская, петровская, загорская).

При выжигании по дереву древесина, нагретая до 150. 170 °С, обугливается и изменяет цвет от светло-желтого до темно-коричневого. Этот процесс может происходить и вследствие воздействия кислот на древесину. Способы выжигания: пиротипия (горячее печатание), пирография (горячее рисование), выжигание открытым огнем или трением древесины о древесину (на токарных станках) и выжигание кислотами. Промышленное значение имеют только пиротипия и пирография, которые применяются при отделке спинок и сидений гнутых стульев и детской мебели.

Рельефный декор образуют резьбой, пилением и токарной обработкой. Резьба выполняется специальными инструментами. Виды резьбы: плосковыемчатая (граверная); прорезная или ажурная; рельефная, выступающая над плоскостью; скульптурная, полностью или частично отделенная от плоскости; комбинированная.

Тиснение древесины — это процесс горячего прессования с целью образования иа поверхности рельефных рисунков. Тиснение выполняют нагретыми металлическими штампами с выгравированными на них рисунками. Для повышения пластичности древесины ее перед тиснением пропаривают. Тиснение применяют при изготовлении сидений и спинок гнутых стульев.

Накладки и вставки укрепляют на лицевой поверхности мебели, дверей, панелей, сувениров и др. Они могут иметь конструктивное, функциональное или чисто декоративное назначение. Материал, форма и художественная обработка накладок разнообразны и должны отвечать стилю и вкусам данной эпохи. В настоящее время наибольшее распространение получили способы декорирования мебели накладными элементами и декоративной фурнитурой.

Контрольные вопросы

1. Какова цель отделки из древесины?

2. Какие виды отделки вы знаете?

3. Классификация лакокрасочных покрытий.

4. Какова роль столярной и отделочной подготовки?

5. Для каких изделий применяют непрозрачную отделку?

6. В какой последовательности и чем выполняют непрозрачную отделку?

7. Как и для чего наносят порозаполнители и грунтовки?

8. Каким способом можно наносить лакокрасочные материалы на поверхность древесины?

9. Преимущества и недостатки пневматического распыления.

10. Какие изделия и почему отделывают в электростатическом поле?

11. Почему нанесение лакокрасочных материалов наливом наиболее эффективно?

12. Какие различные головки применяют в современных лакокрасочных машинах?

13. Способы сушки лакокрасочных покрытий.

14. Какие способы шлифования лакокрасочных покрытий вы знаете?

15. Какое- оборудование применяют для шлифования лакокрасочных покрытий?

16. На каком оборудовании облагораживают лакокрасочные покрытия?

17. Когда применяют прозрачную отделку жидкими лаками и почему?

. 18. Какие способы имитации вы знаете?

19. Специальные виды отделки, область применения.

Для каких целей применяют лицевую отделку мебели?

3 — 5 %- ной консистенции

Примечание: При отделке крупнопористых пород количество слоев наносимого лака увеличивается до семи — восьми и более .

При лакировании ручным инструментом следует различать технологические процессы отделки спиртовым шеллачным , нитроцеллюлозным и масляным лаками .

При лакировании спиртовым шеллачным лаком поверхность обычно грунтуют восковыми мастиками . Восковые мастики представляют собой раствор пчелиного воска в скипидаре . Для приготовления мастики пчелиный воск расплавляют на водяной бане , затем добавляют скипидар и перемешивают до получения однородной густой массы .

Процесс отделки в этом случае состоит из следующих операций : вощение , сушка при температуре 18 — 23 °С в течение 24 ч , протирка поверхности жесткой тканью и двух — трехразовое лакирование шеллачным лаком .

При лакировании нитроцеллюлозными лаками поверхность лакируют два — три раза с промежуточными сушкой и сухим шлифованием шкурками № 5, 6. Затем лаковую пленку разравнивают распределительной жидкостью РМЕ . Поверхности из массива древесины хвойных пород лакируют четыре — пять раз слегка увлажненным тампоном , втирая лак в отделываемую поверхность .

Для прозрачной отделки кроме рекомендованных нитроцеллюлозных и спиртовых шеллачных лаков можно рекомендовать отделку мочевинными ( МЧ ), меламиновыми ( МЛ ), пантефаливаемыми ( ПФ ), уренановыми ( УР ) лаками , восковыми и канифольными мастиками .

Указанные лаки , кроме лака УР , как правило , редко применяются для отделки мебели промышленными предприятиями ввиду их нетехнологичности ( в основном из — за длительного высыхания ), но с успехом могут быть использованы в условиях домашних мастерских .

Лаки МЧ — лаки кислотного происхождения , в которых в качестве отвердителя используют растворы кислот . Изготовляют лаки в виде двух полуфабрикатов , смешиваемых перед употреблением . Для отделки мебели рекомендуется лак МЧ -52. Лак образует прозрачное глянцевое покрытие , обладающее повышенной атмосферостойкостью и истираемостью по сравнению с лаками НЦ . Перед употреблением в основной состав лака вводят кислотный отвердитель в количестве 7; на 93% лака . Продолжительность высыхания с введенным отвердителем при 18 °С не более 2 ч . Жизнеспособность лака , т . е . срок годности после введения в него отвердителя , примерно 7 ч . Жизнеспособность сокращается с увеличением количества добавленного отвердителя . До рабочей вязкости лак доводят разбавителем РКБ -2 или РЭ -1 8.

Лаки МЛ предназначены для получения матовых тонких покрытий с открытыми порами . Для отделки мебели рекомендуется лак МЛ -214. Лак двухкомпонентный поставляется с кислотным отвердителем . Кислотный отвердитель вводят перед употреблением лака в количестве 15% на 85% лака . Продолжительность высыхания лака с введенным отвердителем при 18 °С не более 1 ч . Жизнеспособность лака с введенным отвердителем не менее 24 ч . До рабочей вязкости лак доводят ксилолом или другими растворителями , в состав которых входит ксилол ( РКБ -1 и др .).

Лаки ПФ образуют глянцевые водостойкие покрытия . Процесс высыхания лаков ПФ подобен процесс высыхания масел . Поэтому в лаки ПФ для ускорения высыхания вводят сиккативы , для разбавления лаков уайт — спирит и скипидар . Время высыхания «от пыли» — 8 ч , полного не менее 24 ч .

Лаки УР образуют шелковисто — матовое покрытие , стойкое к истиранию и атмосферным воздействиям . Лаки экономичны : для получения покрытия высокого качества доста точно нанести тонкий слой лака . Время высыхания лака при 1 8 °С не более 2 ч .

Подготовка поверхности под отделку лаками МЧ , МЛ , ПФ и УР аналогична подготовке под лаки НЦ . Лаки наносят кистью или распылением . Лаки необратимые ( не поддаются облагораживанию ), поэтому качество покрытий будет всегда выше при применении жидких , разбавленных лаков , наносимых за два раза , с промежуточным шлифованием шкуркой после отверждения первого слоя .

Для отделки мебели из крупнопористой древесины ( дуб , ясень ), а также ольхи , кедра можно применять пастообразные восковые или парафиновые мастики в качестве самостоятельного отделочного покрытия . Приготовляют мастики на месте потребления следующим образом . Тонко настроганный пчелиный воск или твердый парафин расплавляют в посуде на водяной бане . В расплавленный воск при постоянном перемешивании вливают растворитель ( скипидар или уайт — спирит ) и продолжают размешивание до образования однородной сметанообразной массы . Для приготовления мастики из пчелиного воска к 40 весовым частям воска добавляют 60 весовых частей растворителя , для мастики из парафина соответственно 60 и 40 весовых частей . Приготовленную мастику употребляют остывшей до 20 — 25 °С . Если мастика недостаточно густа , ее оставляют на некоторое время в незакрытой посуде , для испарения растворителя . Мастику наносят на отделываемую поверхность вручную щеткой или тряпкой , втирая ее в поры древесины . После испарения растворителей поверхность протирают чистой жесткой тканью вдоль волокон древесины .

Читайте также  Нубук что за материал для мебели?

Мастики образуют эффектные покрытия с матовым блеском . Их недостаток — низкая водостойкость и теплостойкость . Температура плавления пчелиного воска 63 — 64 ° , твердого парафина — около 60 ° . При повреждении влагой поверхности , натертые мастиками , легко восстанавливаются протиркой жесткой тканью .

Категории отделки. Дефекты отделки и облицовывания

Выбор отделочных и облицовочных материалов защитно-декоративного покрытия зависит от назначения и ценности мебели, условий ее эксплуатации, а также цвета, текстуры, пористости и твердости деревянной подложки. Отделка может быть прозрачной и непрозрачной. Прозрачную отделку применяют для мебели, изготовленной из древесины с красивой текстурой и цветом, которые необходимо сохранить и подчеркнуть. Непрозрачной отделкой закрывают невыразительную текстуру древесины или поверхность древесно-плиточного материала. Также непрозрачная отделка служит для получения покрытий с высокими защитными свойствами. В зависимости от вида пленкообразующего вещества, прозрачности, степени блеска и наличия дефектов отделки бывают 1, 2 и 3 категории. К 1 категории относят покрытия гладкие или рельефные, равномерные, однотонные или с печатным рисунком, без видимых невооруженным глазом дефектов; ко 2 — покрытия различной степени блеска, имеющие незначительные дефекты (небольшая шагрень, штрихи, риски, проколы, пузыри); к 3 — покрытия с видимыми и заметными на ощупь дефектами, но не влияющие на эксплуатационные свойства мебели.

Материалы для подготовки поверхности древесины или древесно-плиточного материала к отделке. Мастики, грунты и шпатлевки применяют для выравнивания отделываемой поверхности, придания ей равномерной плотности, твердости и повышения адгезии с последующими покрытиями.

Порозаполнители используют при прозрачной отделке мебели для предотвращения проседания лаковой пленки и впитывания лака в древесину.

Отбеливающие вещества применяют для удаления с поверхности смолы, грязных пятен, осветления и выравнивания цвета древесины.

Красители и протравы изменяют или усиливают натуральный цвет древесины. С помощью красителей имитируют ценные породы древесины.

Материалы для прозрачной отделки. Мебельные лаки — это жидкие растворы пленкообразующих веществ в органических растворителях, которые в зависимости от рода основного пленкообразующего материала делятся на нитроцеллюлозные (НЦ), полиэфирные (ПЭ), полиуритановые (УР), полиакриловые (АК), меламиновые (MJI) и т.д.

Материалы для непрозрачной отделки.

Строганный и лущеный шпон — это листовой древесный материал, предназначенный для облицовки мебели, каркас которой изготовлен, как правило, из древесно-плитных материалов. Шпоны вырабатывают из ценных пород древесины с красивым текстурным рисунком и повышенным блеском (дуб, карельская береза, красное дерево, орех и т.д.). Мебель, фанерованная натуральным шпоном по качеству внешнего вида не отличается от мебели из массива древесины, но при этом стоимость ее значительно ниже.

Декоративные пленки (синтетические шпоны) делятся на две группы. К первой группе относятся пленки на основе бумаг, пропитанных термореактивными полимерами (карбамидные, меламино-формальдегидные и полиэфирные смолы). Ко второй — пленки на основе термопластичных полимеров (поливинилхлорид и его модификации). Поверхность декоративных пленок отличается разнообразием цветовых решений и печатных рисунков (текстурных и фантазийных), она может быть гладкой или рельефной. Применение декоративных пленок удешевляет производство мебели, придает ей красивый внешний вид, но при этом ремонт мебели с такой отделкой усложняется и требуется особая осторожность при ее транспортировании.

Бумажно-слоистые пластики —это многослойный с толщиной от 0,4 до 1,2 мм материал для облицовывания плоских рабочих поверхностей. Их выпускают с гладкой, структурной, одноцветной, многоцветной, высокоглянцевой, полуглянцевой, матовой и полуматовой поверхностью. Высокая стойкость поверхности пластика к истиранию, загрязнениям, теплу, свету обусловливает их применение в изготовлении кухонной, детской и офисной мебели.

Эмалисоздают гладкие, глянцевые и матовые покрытия на поверхности мебели. Эмали бывают масляные, нитроцеллюлозные, полиэфирные, меламиновые. Эмалевые покрытия стойки к действию моющих веществ, обладают хорошей водо-, тепло-, свето- и морозостойкостью, высокой твердостью. Используют эмали в качестве декоративно-защитного покрытия в производстве в основном кухонной и частично детской мебели

Дефекты отделки:

При прозрачной отделке не должна иметь трещин, смоляных кармашков, червоточин, механических повреждений – рисок, царапин, вмятин, вырывов и т.д. С ограничениями по размеру и количеству на лицевых и нелицевых поверхностях допускаются сросшиеся здоровые светлые и темные сучки, наклон волокон (с отклонением от продольной оси детали не более 7 %), свилеватость, завиток, глазки и другие (но не более 3 штук).

При прозрачной отделке на лицевых поверхностях мебели не допускаются такие дефекты лакокрасочного и декоративно-защитного покрытия как прошлифовка пласти, пузыри, кратеры, потеки, проколы, шагрени, пропуски, проседание лаковой пленки, неравномерность глянца и т.д.

Появление нитролаковой пленки – результат повышенной влаги древесины перед отделкой. Нанесение лака на влажную, запотевшую поверхность, поступление в распылитель влажного воздуха – причины возникновения дефектов.

Сморщивание, шагрень нитропленки – происходит при повышенной вязкости лака; большой поверхности между лакируемой поверхностью и распылителем и несоблюдении скорости движения.

Пузыри нитролаковой пленки (не ремонтопригодная поверхность) – при большом давлении воздуха при распылении, плохое заполнение пор, наличие открытых пор на покрываемой поверхности.

Потёки – появляются при недостаточном расстоянии между распылителем и обрабатываемой поверхностью в кратерах пленки полиэфирного лака.

Шероховатая поверхность – результат высокой запыленности помещения.

Трещина – сетка в лаковой пленке – при недостаточной эластичности лаковой пленки.

Дефекты фанерования:

Плохо подобранные по текстуре и цвету шпоны; непрочно приклеенные к основе, с заломами и отслаиванием по краям; непроклеенные места; проступание клея и т.д.

Имитация должна соответствовать рисунку и цвету природной древесины.

При непрозрачной отделке вставки шпона не допускаются.

При этом на облицованной поверхности не допускаются морщины, пробой клея, отклонения и. пузыри под облицовкой, шероховатости и потертости поверхности, заметные расхождения полос облицовки, проседание шпона.

Все поверхности деревянной мебели должны быть хорошо защищены и отшлифованы, а ребра изделий заовалены.

Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.)